Нова сторінка - itdirector.com.ua Супремум ИТ-директор ИТ-форум ИТ-Олимпиада "IT-Universe"  
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту
Стратегические Партнеры Сообщества
Спілка Автоматизаторів Бізнесу
Партнеры Сообщества
Компания "Проком"
 
Хостинг-Партнер
Компания RACKRAY
Интернет-партнер
adamant_logo (2).jpg
Статьи на ИТ директор

В этом разделе мы публикуем статьи, размышления членов Сообщества, наших коллег-экспертов по любым вопросам, связанным с использованием ИТ.

Присылайте Ваше мнение на e-mail: chief@itdirector.org.ua c темой "Мнение CIO к обсуждению" и мы обязательно предложим его к обсуждению на страницах нашего сайта.


У страха глаза велики

У страха глаза велики

Марина Аншина, Директор департамента информационных технологий, ОАО «СИБУР – Русские шины», anshina@sibur-rt.ru


 

Рискну еще раз обратиться к теме экономического кризиса и высказать свое мнение о том, как можно действовать в сложившихся условиях, чтобы «не было мучительно больно…» Не хочу быть лягушкой, которая потонула в молоке, и предлагаю «взбить масло».

Марина Аншина

О кризисе не пишет сейчас только ленивый. Мне довелось побывать на нескольких круглых столах, на которых обсуждались вопросы, как использовать ИТ в условиях кризиса, что должны делать ИТ-специалисты и их руководители, а чего не делать. Мне казалось, что тема исчерпана, но чем дальше, тем становится все более понятно, что разрушающее влияние кризиса на нашу деятельность ощущается все сильнее и проникает все глубже. На днях по радио сообщили о крупных увольнениях в столпе ИТ-индустрии – Microsoft. По этому поводу я подумала: а что сделал Microsoft в условиях кризиса, как он изменил свою политику, кроме, конечно, увольнений? Дошло ли до меня хоть одно начинание? Да, недавно Microsoft провел семинар по виртуализации (январь 2009 г.). Но ведь виртуализации – очень старая идея и ее практическое использование в исполнении Microsoft началось еще до кризиса. Может быть, в Microsoft предпринимают какие-то антикризисные шаги . Но мне, их пользователю и заказчику об этом ничего не известно. Наверное, они мазохисты и им нравится увольнять людей.

За кризис ответит персонал

Почему компании оказались столь беспомощны перед лицом кризиса? Возможно, привыкли к безоблачному бизнес-небосклону, к виртуозному владению механизмом привлечения средств и жонглированию инвестициями. Замечу, что при этом практически все экономисты предупреждали о кризисе и довольно точно называли сроки. Да и простой здравый смысл должен был подсказать, что расцвет не бывает вечным, и в природе взлеты и спады чередуются. Можно, конечно, попытаться взять пример с бурого медведя и когда все плохо - «впадать в спячку», а при улучшении ситуации вылезать «из берлоги». Но что-то мне подсказывает, что человеческие существа и коммерческие организации не смогут заглушить естественные потребности (еду и питье – первые и получение прибыли – вторые) на достаточно длительный, да к тому же, неопределенный срок.

Сможем ли мы «пересидеть» кризис? Мне, почему то, не хочется тратить месяцы своей жизни, ожидая «у моря погоды». Жалко. Хочется извлечь выгоду из создавшейся ситуации, увы, пока не материальную (мешают напуганные банки, неплатежи и т.д.), но которая, возможно, станет вполне материальной завтра или послезавтра. Внешняя среда бывает разной, иногда мало благоприятной, но человеческие существа научились приспосабливаться к любой внешней среде, что доказывает весь опыт мировой истории. И умудрялись быть счастливыми даже при столетней войне.

Возможно, в некоторых случаях увольнения оправданы. Например, если компания, проанализировав ситуацию, решила отказаться от какого-то направления бизнеса или свернуть группу внутренних бизнес-процессов, сократить отдельные операции. Но все это необходимо анализировать и просчитывать. В частности – что потеряет компания в случае ухода сотрудников и сколько будет стоить восстановить потерянное. Но что-то мне подсказывает, что большинство компаний исходит только из целевого размера фонда оплаты труда (ФОТ). Во всяком случае ни один ИТ директор, ни на одном круглом столе не сообщил о том, что ему поручили предоставить аналитическую информацию по данному вопросу.

Кстати, кроме увольнения есть и другие возможности сокращения ФОТ. В частности во время кризиса 1998 г. Генеральный директор компании, в которой я тогда работала, просто стал всем выплачивать 70% зарплаты, пообещав вернуть остальное после кризиса. И вернул – через 9 месяцев. Все работали, паники не было, и компания выжила.

Люди все смогут и будут делать, если им объяснить, зачем это надо. Они готовы терпеть определенные лишения, если понимают, что это временные и необходимые меры и видят свет в конце тоннеля.

Кризис и ИТ

При современной глубине проникновения ИТ в бизнес, даже если в компании останется один человек, то без компьютера, выхода в Интернет и определенного количества программ он работать не сможет. Это не означает, что можно спокойно смотреть, как увольняют коллег из соседних подразделений. Это означает, что сокращая затраты надо, тем не менее, поддерживать определенный уровень предоставления ИТ-услуг. И, если бюджет выступает в противоречие с этим уровнем, то надо не забыть предупредить руководителей – спонсоров, а также сотрудников – пользователей о том, когда и почему проявится это противоречие .

С процессной, операционной стороной деятельности ИТ-подразделений все, более или менее, понятно. Меньше сотрудников, меньше бюджет – ниже уровень поддержки.

А что делать с проектной деятельностью. Стоит ли заморозить ее вовсе и отложить до лучших времен? Конечно, это самое простое и безопасное решение. Но, совершенно точно, не самое эффективное.

Даже внутри ИТ-службы существуют проекты, которые позволят существенно сократить затраты на операционную деятельность. В качестве примера могу привести сокращение затрат на связь при грамотном использовании IP-телефонии.

Если же брать компанию в целом, то большинство проектов весьма полезно , а иногда и особенно, в условиях кризиса. Даже такие сомнительные с точки зрения уместности в период экономических проблем проекты, как внедрение ERP-систем, позволяют сократить расходы на хранение незавершенной продукции, эффективно спланировать производство и в целом (опять же при выполнении ряда условий) получить существенную экономию.

Но в период кризиса крайне сильно возрастает «стоимость наличных денег». Поэтому вполне возможно, что руководство предприятия выберет платить в совокупности больше, но равномерно, чем потратить значительные средства на реализацию проекта, который в будущем позволит сэкономить.

Означает ли это, что ИТ-руководитель должен занять позицию: « Руки прочь от ИТ» и, как предлагалось на одном из круглых столов, не допускать сокращения ИТ-бюджета, а то и увольнения ИТ-специалистов? По-моему эта позиция неправильна и крайне опасна. Я вижу задачу ИТ-руководителя в кризисное время в постоянном изыскании возможностей для снижения затрат (в широком смысле слова), улучшении текущей ситуации компании на рынке и формированию по мере возможности платформы для будущего развития.

Что же касается ИТ-бюджета… Именно сейчас пришло время максимально использовать все те резервы, которые были накоплены в области ИТ за предыдущий период. Это и серверные мощности, которые закупались с учетом активного развития компании и с тем, чтобы обеспечить себе «подушку безопасности» во всяких непредвиденных ситуациях . Это и большое количество программных систем, многие из которых используются в лучшем случае наполовину. Это и каналы связи, загруженные далеко не на полную мощность. Это и лицензии на рабочие места, которые заняты пользователями с начала рабочего дня и до самого конца – до выключения компьютера (если он выключается).

Пора заглянуть в «холодильник» и сделать то, чем каждая хозяйка занимается перед зарплатой: приготовить «кашу из топора». Кстати именно в таких условиях рождаются новые «рецепты», которые потом верой и правдой служат долгие годы.

ИТ терапия

В заключение хочу упомянуть о терапевтической роли ИТ-подразделения. Как всякое сервисное подразделение, взаимодействующее по долгу службы со всеми сотрудниками компании, оно должно постараться сгладить и смягчить негативное влияние сложной экономической ситуации на сотрудников компании. И уж вовсе непозволительно оправдывать огрехи в работе и собственную расхлябанность кризисом.

Текущий кризис уже окрестили «кризисом в головах». Это означает, что основную угрозу несет ,с одной стороны, паника и с другой - бездействие.

Давайте рассматривать сложившуюся ситуацию как проверку на прочность нас, как специалистов и руководителей, и наших ИТ, как адекватного инструмента ведения бизнеса.

Итак, практическое пособие по выжиманию (из ситуации) – выживания.

Обсудить с бизнес-руководством планы компании. Желательно при различных сценариях развития прояснить, как расставить «кризисные» приоритеты ИТ проектов.

Пересмотреть портфель проектов. Не принимать поспешных истерических решений, разрабатывать и учитывать различные сценарии, прорабатывать варианты решений, в том числе с помощью ИТ.

Пересмотреть подход к формированию подразделений ИТ: расширить права и соответственно обязанности ИТ-специалистов, всячески поощрять инициативы, направленные на экономию затрат и улучшение условий работы в бизнес-подразделениях.

В случае постановки задачи сокращения затрат необходимо определить ограничения: в частности минимально допустимое качество сервиса. Стоит задуматься, что важнее для предприятия: сокращение затрат или увеличение прибыли. Не стоит думать, что в условиях кризиса добиться увеличения прибыли невозможно. Вспомните, хотя бы что кризис мировой, доллар и евро растут, а значит, конкурентоспособность наших товаров увеличивается.

В условиях кризиса особенно возрастает такая роль ИТ как инструмента:

Ø получения свежей информационной картины предприятия;

Ø проработки различных сценариев развития ситуации и проверки качества управленческих решений в этих сценариях;

Ø снижения зависимости от высоко-квалифицированного персонала.

Марина Аншина, Директор департамента информационных технологий, ОАО «СИБУР – Русские шины», anshina@sibur-rt.ru


Количество показов: 9197
rating:  3.56

Возврат к списку


ИТ-директор: СОБЫТИЯ
RSS
Все события
ИТ-директор: НОВОСТИ
RSS

CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" 2021 01.08.2021 CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" 2021

  29 - 31 июля 2021, г.Запорожье, состоялся Семинар-практикум, посвященный вопросам эффективного управления предприятием. Участники: CIO, ИТ-руководителям, директора по развитию, производству, продажам, аналитики, планировщики, все, кто на предприятии занимается проектом внедрения (развития) ERP.
Событие уникальное - аналогов в Украине НЕТ.

Как это было в прошлом году
Фототчет - День первый - Стратегическая сессия и знакомство
Фототчет - День втоой - Доклады и обсуждение
Фотоотчет - Турнир по боулингу
Фотоотчет - Яхты

Про CIO-Jazz-2021 - версія для мобільного

CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" - 2020 08.08.2020 CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" - 2020

  6 - 8 августа 2020, г.Запорожье, Состоялся Семинар-практикум, посвященный вопросам эффективного управления предприятием. Мероприятие будет полезным: CEO (но они, увы, не ездят на такие мероприятия :)), CIO, ИТ-руководителям, директорам по развитию, производству, продажам, аналитикам, планировщикам, всем, кто на предприятии занимается проектом внедрения (развития) ERP.
Событие уникальное - аналогов в Украине НЕТ.

Как это было в прошлом году - презентации и видеоматериалы
Фототчет - День первый - Стратегическая сессия и знакомство
Фототчет - День втоой - Доклады и обсуждение
Фотоотчет - Турнир по боулингу
Фотоотчет - Яхты

Про CIO-Jazz-2020 - версія для мобільного

Все новости
 | карта сайта | 
 | обратная связь | 
 | подписка на новости |




КК Супремум


ИТ-форум

© Супремум, 2006-2016.
Все права защищены.
Работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»