Новий сайт - itdirector.com.ua Супремум ИТ-директор ИТ-форум ИТ-Олимпиада "IT-Universe"  
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту
Стратегические Партнеры Сообщества
Спілка Автоматизаторів Бізнесу
Партнеры Сообщества
Компания "Проком"
 
Хостинг-Партнер
Компания RACKRAY
Интернет-партнер
adamant_logo (2).jpg
Статьи на ИТ директор

В этом разделе мы публикуем статьи, размышления членов Сообщества, наших коллег-экспертов по любым вопросам, связанным с использованием ИТ.

Присылайте Ваше мнение на e-mail: chief@itdirector.org.ua c темой "Мнение CIO к обсуждению" и мы обязательно предложим его к обсуждению на страницах нашего сайта.


Первые шаги к процессному управлению. Не бойтесь начинать 18.09.2014

Первые шаги к процессному управлению. Не бойтесь начинать

Андрей Коптелов

«Все модели ошибочны, но некоторые полезны».
Уильям Эдвардс Деминг

Специфика многих российских компаний состоит в отсутствии конкуренции в большинстве отраслей и в «особой любви» к функциональной системе управления. Иерархические пирамиды достигают невиданных высот, концентрируя принятие управленческих решений на верхних этажах власти. Множественные организационные барьеры уродуют бизнес-процессы, добавляя в них излишек бюрократии и нарушая их логику, что снижает операционную эффективность всей компании. А отсутствие ответственных за сквозной бизнес-процесс приводит к потере ориентации на клиента и равнению большинства сотрудников на своего функционального руководителя. Как говорил глава американской корпорации General Electric Дж. Уэлш: «Иерархия — это организация, которая повернута лицом к шефу и задом к потребителю».

Неизбежность процессов

Однако оставаться задом к потребителю становится все более проблематично: конкуренция растет, комфортных ниш на рынке все меньше. Поэтому проблемы функциональной структуры нужно так или иначе решать, и наиболее эффективным способом решения служит внедрение процессного подхода к управлению. Большинство компаний, понимая, что нужно меняться вслед за рынком, начали внедрять процессный подход.

Как следует из результатов нашего ежегодного исследования российского рынка BPM, число российских компаний, занимающихся описанием бизнес-процессов для задач регламентации, автоматизации и совершенствования, растет. Внедрение процессного подхода дает серьёзный эффект в виде повышения качества взаимодействия подразделений, повышения управляемости, сокращения времени и затрат. В качестве организационного подразделения, внедряющего процессный подход в компании, по аналогии с проектным офисом используется процессный офис — это подразделение все чаще можно встретить в российских компаниях.

Как начать управлять бизнес-процессами? Необходимо определить объект управления — «увидеть» сквозные бизнес-процессы, проходящие через несколько функциональных подразделений.

Дисциплины процессного подхода

Процессное управление не только лозунги, но и организационно-технические дисциплины, которые используются в тех или иных случаях. На первом этапе для идентификации бизнес-процесса используется его моделирование. Затем наступает этап первичного анализа процесса, где помимо инструментов анализа бизнес-процессов применяются методики LEAN и 6 Sigma. Далее для внедрения усовершенствованных процессов применяются способы регламентации и автоматизации процессов в совокупности с методами трансформации организации и управления изменениями. Особых усилий требует внедрение изменений, ведь никто меняться не хочет. Ну и замыкает цикл процессного управления этап контроллинга бизнес-процессов и их реверсивное восстановление на базе инструментария Process Mining и Process Intelligence. В качестве организационных механизмов чаще всего используется процессный офис, внедряющий процессный подход в масштабе всего предприятия и система непрерывного совершенствования (банк идей, «стена плача»), которая не дает организации оставаться на месте.

Как внедряют в России

Если анализировать российский опыт применения дисциплин процессного управления, то на первом месте стоит задача автоматизированного формирования процессных регламентов. Как только процесс закреплен в регламенте, можно начинать его анализ и совершенствование, и многие компании уже находятся на этом этапе. Далее процессы можно закрепить в информационных системах (дешевле типизировать процессы под существующую функциональность ИС).

Один из вероятных сценариев внедрения процессного подхода — внедрение стандартов менеджмента, что требует изменения взгляда управленцев с функционального на процессный. Однако в таких проектах зачастую формальное получение сертификата не приводит к изменению системы управления компанией.

Популярной российской практикой сейчас является создание банков идей и системы непрерывного совершенствования процессов на основе предложений сотрудников. Но имейте в виду: если вы соберете рац. предложения и не внедрите их в практику, система не заработает.

На пути внедрения процессного управления есть множество ловушек: одна из них — моделирование процессов ради моделирования. Имеются примеры, когда штатные бизнес-аналитики компании нарисовали огромное количество моделей бизнес-процессов, завешали ими все стены, но понимания, зачем эти модели рисуются и как они будут использоваться для решения бизнес-задач, в компании нет. Эффективность для бизнеса появляется лишь тогда, когда вы четко представляете, каких целей хотите достичь.

Процессная зрелость

Исследовательская компания Gartner выделила следующие уровни зрелости использования процессного подхода в организации:

1 уровень зрелости (базовый) — знание процесса: выделение и визуализация процедур в рамках функций, а также определение мест возникновения потерь, ошибок и отклонений
2 уровень зрелости (улучшение) — фокус внимания на операционные потери: систематическое выделение, наглядное представление и анализ процессов, определение процедур измерения процессов, а также улучшение процессов и их показателей
3 и 4 уровни зрелости (оперативный) — сквозной процесс и мониторинг KPI: анализ и контроль сквозных процессов, автоматизированное управление процессами, непрерывное улучшение и имитационное моделирование
5 уровень зрелости (гибкая структура бизнеса) — управление стоимостью предприятия: связь результатов процесса с целями, расширение цепочки создания стоимости в части координации клиентов и партнеров, реагирование на изменение внешней среды
Представляя, на каком уровне зрелости вы находитесь, можно понять, какие инструменты и дисциплины процессного управления необходимо использовать. Главное, чтобы процессный подход не воспринимался как «серебряная пуля»: как и любой управленческий инструмент он дает результат только при грамотном применении.

Как начать?

Перед внедрением процессного подхода нужно задать себе множество вопросов: нужно ли это руководству? хватит ли у вас компетенций? какую бизнес-задачу вы решите? кто поддержит вашу инициативу? Имея ответы на все эти вопросы, можно переходить к выбору тех или иных дисциплин, методик и инструментов BPM. К сожалению, в России часто действуют наоборот: давайте купим ARIS, нарисуем модели бизнес-процессов, а потом разберемся что к чему. Но на первых этапах внедрения процессного подхода можно обойтись простыми инструментами, гораздо дешевле ARIS. Например, можно описать процесс в бесплатном инструменте ARIS Express, пусть с методологическими неточностями, главное, чтобы модель процесса была понятна бизнесу и на ее основании было сделано хоть одно изменение.

На следующих этапах внедрения вы формируете методологические требования и выбираете инструмент, который вам подходит (сейчас все BPM-инструменты активно развиваются, в них появляется функционал социальных сетей, мобильной работы и аналитики).

Итак, начните со следующих шагов: определите, кто в компании заинтересован во внедрении процессного подхода; создайте план внедрения отдельных элементов процессного подхода; определите показатели, которых хотите достичь. Возьмите какой-нибудь важный бизнес-процесс в компании и создайте его модель — уверяю вас, перед вами откроется обширное поле для его совершенствования.

Количество показов: 6639

Возврат к списку


ИТ-директор: СОБЫТИЯ
RSS
Все события
ИТ-директор: НОВОСТИ
RSS

CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" 2021 01.08.2021 CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" 2021

  29 - 31 июля 2021, г.Запорожье, состоялся Семинар-практикум, посвященный вопросам эффективного управления предприятием. Участники: CIO, ИТ-руководителям, директора по развитию, производству, продажам, аналитики, планировщики, все, кто на предприятии занимается проектом внедрения (развития) ERP.
Событие уникальное - аналогов в Украине НЕТ.

Как это было в прошлом году
Фототчет - День первый - Стратегическая сессия и знакомство
Фототчет - День втоой - Доклады и обсуждение
Фотоотчет - Турнир по боулингу
Фотоотчет - Яхты

Про CIO-Jazz-2021 - версія для мобільного

CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" - 2020 08.08.2020 CIO-Jazz "Эффективное управление предприятием" - 2020

  6 - 8 августа 2020, г.Запорожье, Состоялся Семинар-практикум, посвященный вопросам эффективного управления предприятием. Мероприятие будет полезным: CEO (но они, увы, не ездят на такие мероприятия :)), CIO, ИТ-руководителям, директорам по развитию, производству, продажам, аналитикам, планировщикам, всем, кто на предприятии занимается проектом внедрения (развития) ERP.
Событие уникальное - аналогов в Украине НЕТ.

Как это было в прошлом году - презентации и видеоматериалы
Фототчет - День первый - Стратегическая сессия и знакомство
Фототчет - День втоой - Доклады и обсуждение
Фотоотчет - Турнир по боулингу
Фотоотчет - Яхты

Про CIO-Jazz-2020 - версія для мобільного

Все новости
 | карта сайта | 
 | обратная связь | 
 | подписка на новости |




КК Супремум


ИТ-форум

© Супремум, 2006-2016.
Все права защищены.
Работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»